Орудия преступлений. Замок и отмычка. Часть 2

Орудия преступлений. Замок и отмычка. Часть 2 https://www.locks.ru//images/mvd2/6_2_image013.jpg ООО Керберос 198095, Михайловский пер., 7А, Санкт-Петербург, Россия +7(812)648-8309
Орудия преступлений. Замок и отмычка. Часть 2

Воровство в человеческом обществе существует с незапамятных времен. Проблема эта непростая и практически неискоренимая. Психологи полагают, что воровство «затягивает» – это и острые ощущения, и риск, и радость от получения легкой добычи, – вор, успешно завершивший кражу, обязательно возьмется «за дело» снова. Поэтому с тех же давних времен люди придумывают способы обезопасить свое имущество от чужого посягательства.

Исследователи полагают, что первые механические замки были созданы одновременно несколькими цивилизациями.

Замок – механическое, электрическое или электронное устройство для запирания помещений, ящиков, емкостей, шкафов и иных объектов, ограничивающее возможность несанкционированного пользования чем-либо. Он может приводиться в действие устройством (ключом), информацией (цифровым или буквенным кодом), какой-либо индивидуальной характеристикой (например, рисунком сетчатки глаза) или … отмычкой.

Исследователи полагают, что первые механические замки были созданы одновременно несколькими цивилизациями. Замки и ключи упоминаются в мифах многих древних народов, а также в религиозной литературе. Например, повествуя о ремонте старых врат Иерусалима (ок. 445 г. до н.э.), книга Нехемии говорит: «…поставили их двери, и их замки, и их засовы…». Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIII в. до н. э.). Древнеегипетские замки изготавливались из твердой древесины и вертикально закреплялись на дверном косяке с внутренней стороны. В замке находились подвижные штыри, которые опускались в отверстия в засове и тем самым запирали дверь. Замочной скважины у такого «механизма» не было – он открывался через отверстие в двери, в которое нужно было просунуть руку с ключом. Ключ напоминал гигантскую зубную щетку с колышками вместо щетинок. Так как размеры ключей были велики, их носили на плечах рабы: «…и ключ дома Давидова возложу на рамена (плечи) его…» (Книга пророка Исайи, VIII в. до н.э.). Вместе с тем, ношение ключа от храма на плечах жрецов считалось символом власти.

Хитрости греческих замков были основаны на дополнительных веревочных узлах, которыми фиксировали засов в закрытом положении. В «Одиссее» Гомера (VIII в. до н.э.) читаем: «Вышла из спальни; серебряной ручкой дверь затворила, Крепко задвижку ремнем затянула...»

Согласно Плинию Старшему (23/24-79 гг.) этот античный замок был изобретен скульптором Феодором с острова Самос. Горизонтальный засов запирали снаружи с помощью ременной или веревочной тяги, а веревку завязывали особым узлом на дверной ручке. Для того, чтобы открыть устройство, нужно было знать, как развязать узел, а затем воспользоваться S-образным ключом для снятия засова.

Самым древним из сохранившихся ключей этого типа является ключ VIв. до н.э. от храма Артемиды в Лузах длиной ок. 50см., который сейчас находиться в «Музее изящных искусств» (США, г.Бостон).

Самый известный из замков античного типа – «гордиев узел», завязанный фригийским царем Гордием, именно его разрубил мечом Александр Македонский.

Кстати, веревка, как часть запорного устройства, применялась еще очень долго – вспомните хрестоматийную фразу из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»: «…Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется…».

Ключ представлял собой веревку определенной длины. Двери запирались изнутри с помощью деревянного засова на оси, один конец которого опускался в паз на дверном косяке. К нему была привязана веревка, которую через небольшое отверстие вытягивали наружу: чтобы поднять засов и открыть дверь, за веревку нужно было потянуть

Греки первыми стали применять металл при изготовлении замков и ключей и придумали узкую замочную скважину. Знаменитый лаконский ключ уже имел настоящую бородку с зубцами. Аристофан (ок. 446...385г. до н.э.) упоминает его в одной из своих комедий: «…Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать потихоньку и муки, иль масла, иль вина... теперь и этого нельзя. Ключи с секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах...».

Древние римляне значительно усовершенствовали конструкцию запоров: появились портативные навесные замки, чтобы их открыть, ключ нужно было поворачивать, ввинчивать или нажимать. Мастера повысили секретность механизма, добавив пружины, а для того, чтобы чужой ключ не мог повернуться в замке, использовали неподвижные выступы. Кроме того, в Риме научились делать миниатюрные замочки, которыми можно было запирать шкатулки с ценностями, а ключи от них носились на пальцах как кольца.

Ученые полагают, что на Востоке ключи появились немного позже. Выдвигается версия о заимствовании идей и технологий в период установления торговых отношений с Индией, Ираном. Достоверно известно, что навесные замки с пружиной использовались в Китае эпохи Цзинь (265-420 гг. н.э.)

После падения Римской империи развитие замочного дела приостановилось, продолжали использовать старые конструкции, а большее внимание уделяли внешнему виду замков и ключей. Безопасность зависела от маскировки замочной скважины, защитных выступов, часто в замках устанавливались специальные травмирующие устройства, например, стальные дротики, впивающиеся в руку непрошеного гостя, или прижимной механизм, способный изувечить пальцы. По особому заказу мастера изготавливали замки, открывавшиеся сразу несколькими ключами.

Ремесло по изготовлению замков и ключей было выгодной и почетной профессией. В 1411 г. Император Священной Римской империи Карл IV ввел звание мастера по замкам. Тем самым в средневековой Европе законодательно закреплялись традиции данной профессии, утверждались стандарты мастерства. Источник 1530 г. рассказывает, что дети, чьи отцы имели «нечестивые» занятия, не могли обучаться «честной профессии замочного мастера». К данному разряду относили детей музыкантов, цирюльников, ткачей, мельников, кровельщиков, пастухов, могильщиков, палачей. Гильдии мастеров по замкам имелись в каждом крупном европейском городе. При поступлении, первые три года полагалось быть учеником, следующие девять – подмастерьем, затем необходимо было заплатить внушительный взнос и сделать замок, который доказывал бы право называться мастером. В своде законов французского монарха Людовика XIV (1643-1715 гг.) замочное дело было названо четвертым искусством.

Одну из самых замечательных коллекций замков своего времени имела Екатерина Великая, правившая в России с 1762 по 1796 гг. Она ценила тонкое мастерство ремесленников, которые создавали навесные замки причудливых форм с изящными узорами.

Поклонником замочного дела был и французский король Людовик XVI (1774-1793 гг.). В Версале сохранилась мастерская, где он собственноручно изготавливал замки, ключи и засовы. Однажды его умения оказались востребованы при пожаре – благодаря королю, удалось быстро вскрыть запертое помещение и погасить огонь.

В XVIII в. рост городов, вызванный промышленной революцией, сопровождался также ростом преступности. Относительно данного периода исследователи говорят о «…постепенной «модернизации» форм криминального поведения. Некоторые ученые для объяснения этого процесса используют концепцию «от насилия к краже», согласно которой вместе с развитием частной собственности, накоплением богатства, ростом промышленности, урбанизацией, а также большей цивилизованностью нравов происходит постепенная эволюция форм преступлений против собственности – от насильственных (нападений разбойных банд) к более квалифицированным и изощренным кражам без использования насилия, практикуемым профессиональными карманниками и взломщиками в больших городах». Рост преступности вызвал спрос на массовое производство дверных замков повышенной надежности. Английский инженер Дж. Брамах в 1790 г. изобрел замок, имевший почти 500 млн. комбинаций для ключа. Замок был заявлен как «невскрываемый» и выставлен в витрине магазина с объявлением о награде в 200 гиней тому, кто сможет открыть его без ключа. Реклама оказалась весьма действенной – замок не поддавался никому, и торговля набирала обороты.

В 1784 г. Джозеф Брамах открыл на лондонской Пикадилли магазин компании «Bramah Locks»

Знаменитый замок Брамаха с объявлением о награде

В XIX в. рынок замков продолжал стремительно расширяться, накалялась борьба между фабричными и кустарными производителями, каждая компания утверждала, что ее механизмы самые надежные. Мастера придумывали новые конструкции и старались дискредитировать друг друга. Подобная конкуренция работала на руку криминалу. Например, в 1851 г. на Всемирной выставке в Лондоне слесарь американской компании по производству замков «Day@Newell» А. Хоббс смог вскрыть замки самых известных производителей. Замок братьев Чабб, известных своей версией рычагового замка (патент 1818 г.), он вскрыл быстро и непринужденно. Затем Хоббс взялся за тот самый знаменитый замок Брамаха.

Хоббс работал, находясь под неустанным наблюдением, 44 часа в течение 10 дней. Наконец замок был открыт, и слесарь мог повторно закрывать и открывать его

Хоббс опубликовал данные о своем методе и стал знаменит. Его информация вызвала колоссальный рост краж по всему миру. Огромный общественный резонанс вынудил мастера усовершенствовать конструкции вскрытых им замков.

Подобные события привлекали интерес публики, и именно в те годы появилась эскейпология – искусство выбираться из наручников, закрытых помещений и т.п.

Одним из самых известных мастеров эскейпологии был Гарри Гудини.

Фотография 1899 г.

Замки американского производства появились на рынке в начале XIX в. Наиболее значимые изобретения были запатентованы в 1860-х гг. семейной фирмой Йелей. К цилиндровым замкам их конструкции впервые шли ключи плоской формы.

Поиски большей эффективности и безопасности привели к появлению кодовых замков, для открытия которых требовалось набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках.

Кодовый замок «Эврика» запатентован в 1862 г. (США). Возможен набор более миллиона комбинаций из букв и цифр: чтобы все их перебрать, не прерываясь, потребовалось бы почти 3 года

Навесной кодовый замок.

Россия, к. XIX в.



Автор-составитель Карпеченко С.В.,
хранитель фондов Культурного центра
МВД по Республике Карелия

Поиск

Еще в этом разделе:

Каталог

amp версия страницы
Наверх страницы
Керберос VKontakte
Михайловский переулок, 7А 198095 Санкт-Петербург
+7(812)648-8309 +7(495)131-2260 mail@locks.ru https://www.locks.ru/assets/site1/img/kerberos_logo_big.png